Странная штука - история.

Автор: admin Опубликовано: 7 августа 2009

Мой знакомый по ИМХОНЕТу историк Алексей Лебедев выложил её на сайт!

Любая профессия имеет свой фольклор. Курьезные, смешные эпизоды время от времени случаются и в музеях…

 

Одно из самых почтенных музейных занятий – подготовка каталогов. Споры о том, как нужно делать очередной каталог, напоминают религиозные диспуты, где от взаимных обвинений в ереси собеседники могут легко перейти к анафеме.

1982 год. В Третьяковской галерее идет обсуждение указателей к однотомному каталогу живописи. Члены Редсовета просматривают “Указатель имен литературных и библейских персонажей, мифологических и легендарных героев”:

– Садко, Саул, Себастьян, Серый Волк… А это что?!

– Ну как что: есть сказка, есть картина Васнецова. Это фольклорный персонаж!

(Пауза)

– Ну, знаете ли, все-таки – волк…

(Пауза)

– Интересно, а как в Русском музее?

С полки снимается каталог Русского музея, выясняется, что там нет Серого Волка, т.к. отсутствует соответствующее произведение, зато есть Соловей-разбойник.

– Вот видите, в Русском музее – Соловей-разбойник!

(Пауза)

– Знаете, Соловей-разбойник, все-таки, в большей степени – человек…

 (Прелесть последней реплики в ее глубокой научности. Действительно, Соловей-разбойник в славянской мифологии – существо определенно антропоморфное, а Серый Волк лишь оборачивается то конем, то человеком).

И Серого Волка вычеркивают.

 

Другой источник музейного фольклора – посетители. Признанной вершиной их устного творчества считается вопрос: «Это золото настоящее или сексуальное?». Впрочем, нижеследующая история, по-моему, тоже достойна попасть в анналы.

В ивановский зал Третьяковской галереи входит немолодая супружеская пара. Видят картину “Явление Христа народу”. Замирают в восхищении.

Он: Вот это картина! Как же она называется?

Она: Пойду прочту…

        Подходит к картине. Читает этикетку. Возвращается.

Он: Ну?

Она: «Явление Христа на родину». (Пауза). Интересно, а где же у него была родина?

Он (весомо): Разве сама не видишь? (Указывает на горы в глубине полотна) – Урал…

 

Конечно, разговоры посетителей между собой музейный работник слышит нечасто. Иное дело, когда граждане сами к вам обращаются. В экскурсионном бюро чаще всего спрашивают о возможности заказать экскурсию, ее стоимости и т.п. Последний вопрос нередко облекается в такую форму: “Сколько стоит экскурсовод?”.

Однажды, когда телефон в экскурсбюро звонил как-то особенно настырно, и ценой на экскурсовода поинтересовались пятнадцатый раз подряд, дежурный диспетчер, вздохнув, ответил в трубку: “Помоложе – подороже!”.

 

Ну, а вопросы о произведениях искусства задают, естественно, в залах. В большинстве своем они однотипны, но иногда вопрос оказывается столь неожиданным, что полностью ставит вас в тупик.

Посетитель: А как вы их взвешиваете – с рамами или без?

Экскурсовод: Что взвешиваете?

Посетитель: Картины!

Экскурсовод (растерянно): Мы их не взвешиваем…

Посетитель: А что же вы пишете вес?

Экскурсовод: Где?!

Посетитель (указывая на дату на этикетке): Ну, вот написано же – 1832 г!

 

Специфического навыка требует общение с детьми. Их вопросы особенно хороши. Помню как поверг меня в свинцовую задумчивость вопрос, заданный ребенком у картиныЛактионова “Письмо с фронта”. А невинное дитя всего лишь поинтересовалось:

– Почему пионер сидит, когда рядом стоит инвалид?

 

Легче всего водить по музею иностранцев: голос форсировать не нужно, ведь ты говоришь не для группы, а для стоящего рядом переводчика. Но главное, половину времени забирает перевод, и экскурсия превращается в краткие тезисы. Однако и в этом курортном времяпрепровождении есть своя «ложка дегтя».

Дело здесь в различии менталитетов. Русского человека волнуют проблемы семейные и исторические, иностранца – социальные. Спросить, стоя около «Портрета сестер Гагариных» Боровиковского: «Они что – сестры Юрия Гагарина?», способен только наш соотечественник. «Как отнесся сам Иван Грозный к произведению Репина «Иван Грозный и сын его Иван…»?» – от этого вопроса за версту веет чисто российским пытливым вниманием к прошлому.

Иностранцев интересует иное. Например, после показа картины Сергея Герасимова «Колхозный сторож» туристы из Западной Европы регулярно спрашивали меня: «Зачем ему ружье?». Даваемые разъяснения не находили сочувственного отклика в сердцах зарубежных гостей. Пару раз возникал совершенно не нужный разговор о правах человека.

Приближаясь с очередной иностранной группой к бессмертному полотну Герасимова, я чувствовал себя неуютно. Избавление явилось неожиданно в образе темпераментного итальянца. Издали заприметив картину, он громко воскликнул: «О, партизан!».

С тех пор для наших зарубежных друзей колхозный сторож стал партизаном.

 

*  *  *

 

Хранитель отдела живописи Исторического музея выбегает по служебной надобности из фондов в административную часть здания. К ней обращается незнакомый человек.

– Извините, Вы, наверное, хранитель…

– Интересно, а как Вы догадались?

– У хранителей всегда скорбное выражение лица.

 

*  *  *

В 1985 году здание старое Третьяковской галереи закрывалось на реконструкцию.

По этому случаю в Галерее был устроен «для своих» трогательный вечер прощания со старыми стенами. Ветераны галереи выступали с воспоминаниями типа: «Когда в 1941 году мы упаковывали картины для отправки в эвакуацию…».

Потом слово взяла Наталья Николаевна Усольцева (кто не знает – одна из галерейских знаменитостей: племянница того самого доктора Усольцева, который лечил Врубеля). Начала она так:

– Когда я в 1906 году впервые пришла в Третьяковскую галерею…

(Поверьте, в 1985-м эта фраза прозвучала сильно. Как выяснилось впоследствии, все было чистой правдой: 6-летней девочкой ее привели в Галерею родители).

 

*  *  *

 

«Крайне не удовлетворены работой экскурсовода Ю.А.Козловой. На экскурсии она заставляла детей думать…      Учитель … школы»

(Из книги отзывов Третьяковской галереи)

 

*  *  *

В 1984 году я перешел из экскурсбюро в научно-методический отдел Третьяковской галереи. Работали там, преимущественно, пожилые дамы. У каждой из них был стол. Столы были расставлены так, что сидели они все спиной к входу. Время от времени они рассказывали истории из музейной жизни. Истории были разные, но все начинались словами: «Сидим мы как-то в отделе…». У меня складывалось ощущение, что они всегда так и сидели за своими столами, а вокруг них выстроили здание Третьяковской галереи.

Однажды мне стали рассказывать историю о событии, произошедшем, когда я то ли еще не родился, то ли был в дошкольном возрасте. Как выяснилось впоследствии речь шла о том, как в отдел – явно ошибшись дверью – зашел мой отец (он, как и я – искусствовед, но в ГТГ никогда не работал). Но в тот момент я ничего этого не знал.

А начиналась история так:

«Сидим мы как-то в отделе, вдруг открывается дверь, и смущенно улыбаясь, входит молодой человек. Курчавый и совсем-совсем юный…». И тут у меня совершенно невольно вырвалось: «Это был Третьяков?».

 

*  *  *

В 1980 году я работал консультантом на выставке “Москва – Париж” в ГМИИ. Незадолго до того в Москве (кажется, в Манеже) была большая выставка И.С.Глазунова. Не удивительно, что самым частым вопросом посетителей было: “Где здесь произведения Глазунова?”. Первые дни я долго и старательно объяснял, что на выставке нет и не может быть произведений Глазунова, т.к. она охватывает искусство с 1900 по 1930 г., когда Глазунов еще не родился и т.д. Потом надоело, и я стал отвечать коротко: “Прямо по галерее, в витрине” (а там экспонировались ноты композитора Глазунова). Любопытно, что ни один из посланных с претензиями не вернулся.

 

*  *  *

 

В 1980 году в ГТГ была большая персональная выставка Налбандяна. Налбандян регулярно звонил администратору и, не представляясь, задавал один и тот же вопрос: “Много ли народа на выставке Налбандяна?”. Заслышав его характерный армянский акцент, администраторы радостно отвечали: “Приходите, приходите – совершенно свободно, на выставке ни одного человека!”.

 

*  *  *

 

В 1996 году Третьяковской галереей был выпущен CD-ROM “Золотой век русской культуры”. В качестве музыкального сопровождения там была использована музыка композиторов пушкинской поры, специально закупленная в Архиве фонодокументов.

Проходит полгода, нашего музыкального редактора Любу встречает в коридоре главбух ГТГ. И между ними происходит следующий диалог:

ГЛАВБУХ: Вы музыку для диска покупали?

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР: Покупали.

ГЛАВБУХ: Почему на склад не сдали?

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР (оторопело): А как же ее сдать?..

ГЛАВБУХ: Вы мне голову не морочьте! Почему кассету с музыкой не сдали?

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР (придя в себя): Интересно, с какой стати я буду сдавать на склад свою личную кассету. Я когда за музыкой ездила, у всех кассету просила. Мне дали? - Не дали! Если Вам нужна музыка на складе, покупайте кассету - я Вам перегоню.

ГЛАВБУХ (задумавшись): Ладно, Вы ее спишите…

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР: Куда списывать-то?

ГЛАВБУХ: Вы мне голову не морочьте! Подготовьте акт на списание…

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР: Что-о-о?!

…В общем, чего там греха таить: списали мы музыку. Сели втроем и составили акт. Пошла она у нас как расходный материал: мол, в ходе оцифровки вся музыка израсходовалась и без остатка ушла в диск. И никто, значит, домой ни ноты не унес.

Я горд, что под этим документом моя подпись стоит первой!

 

*  *  *

Лет тридцать тому назад в одном из филиалов Владимиро-Суздальского музея-заповедника с какого-то переляху приняли на хранение живого ежа. Мало того, ему дали основной инвентарный номер. Через пару месяцев еж, естественно, сбежал. По этому поводу в соответствии с законом был составлен Акт списания, где причиной списания инв. N __ было указано: “Ушел в сторону водокачки…”

 

Share this post for your friends:

Friend me:

Комментариев к записи: 17

  1. Прив.
    Истинно знать что-либо - значит знать его причины.

  2. Привет
    Люди видят только то, что они готовы видеть.

  3. Истинно знать что-либо - уже достижение.
    ))

  4. +1 за такой комент)))

  5. Кажется, это подойдет.

  6. можно cделать маленький сборник

  7. Всем Доброго утра! Вот это меня улыбнуло!!!!

  8. Номер не пройдет!

  9. Сейчас проверим…

  10. Очень, ну очень всё удачно получилось!

  11. у меня тоже есть примеры!

  12. Премного благодарен, что просветили, и, главное, как раз вовремя. Подумать только, шесть лет уже в инете, но про это первый раз слышу.

  13. There is noticeably a bundle to realize about this. I assume you made some good points in features also.

  14. Hi there, just became alert to your blog thru Google, and found that it’s truly informative. I’m going to be careful for brussels. I will be grateful should you continue this in future. Lots of people will likely be benefited from your writing. Cheers!

  15. Of course, what a fantastic website and instructive posts, I surely will bookmark your site.Have an awsome day!

  16. I’m not that much of a online reader to be honest but your blogs really nice, keep it up! I’ll go ahead and bookmark your website to come back down the road. Cheers

  17. fantastic post, very informative. I wonder why the other experts of this sector do not notice this. You must continue your writing. I’m confident, you’ve a huge readers’ base already!

Оставить комментарий